Статьи

Инструмент для творчества – мольберт

С тех пор, как искусство переместилось со скалы на более пригодные для рисования носители — бумагу, ткань, картон и т. п., появилась проблема для крепления этих носителей в удобной для художника плоскости.

Журнал «Художественный совет», №2 (54) 2007
С тех пор, как искусство переместилось со скалы на более пригодные для рисования носители — бумагу, ткань, картон и т. п., появилась проблема для крепления этих носителей в удобной для художника плоскости.
Т.к. большинство своего созидательного творческого процесса художник проводит стоя или сидя, то и основу для творения следует располагать в вертикальной или почти вертикальной плоскости.

Так для установки планшетов, крепления картона и подрамников была придумана специальная подставка, известная со времен средневековья и названная немцами — главными любителями придумывать названия всему на свете — мольберт (от нем. Malbrett — вышедшее из употребления слово).

Хотя многие, даже знаменитые художники предпочитают ставить подрамник или планшет к спинке старого стула, а на сиденье раскладывать палитру и краски, такой способ рисования все же не так удобен, как рисование на специальном установочном приспособлении.



Итак, какие преимущества дает мольберт перед простейшими способами установки полотна?
Во-первых: надежное крепление полотна, исключающее падение и порчу будущего произведения искусства
Во-вторых: установка полотна на определенной высоте, удобной для работы стоя или сидя
В-третьих: удобство перемещения полотна по высоте, дающая возможность прорисовки верхней и нижней частей картины
В-четвертых: регулировку угла наклона полотна
В-пятых: компактность размещения картины на рабочем месте.
Преимущества мольбертов можно перечислять еще долго, но обратимся к главному — конструкции. За время существования мольбертов, их придумано достаточно много, но при этом есть несколько основных типов, на описании которых следует остановиться.
Начнем с самых больших — это так называемые станковые мольберты. Они предназначены для профессиональных художников, работающих с полотнами больших форматов. Станковый мольберт представляет из себя две соединенные между собой рамы — верхнюю и нижнюю. По способу соединения рам мольберты различаются на складные и стационарные. Нижняя рама — опорная, представляет из себя соединенные прямоугольные бруски достаточно большого сечения, чтобы обеспечить устойчивость конструкции. Для удобства перемещения по мастерской на нижнюю раму могут устанавливаться колесные опоры с фиксаторами. Верхняя рама — установочная, на ней закрепляются необходимые для фиксирования полотна элементы: направляющая штанга, лоток, бегунок. Направляющая штанга — это базовый элемент крепления плотна, от длины которого зависит максимальная высота размещения планшета. На направляющей штанге крепится бегунок, который фиксирует верхнюю часть планшета. Лоток служит основанием для установки планшета, а при ящичной конструкции и для размещения кистей и красок. Все эти элементы обеспечивают не только устойчивую фиксацию полотна, но и его свободное перемещение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Станковые мольберты, как правило, обладают самыми совершенными устройствами фиксации и перемещения, вплоть до винтовых механизмов. Если же размер вашего монументального произведения превосходит ширину верхней рамы более, чем в 2 раза, приходится использовать два мольберта.

Мольберт "Станковый стационарный"
Следующим популярным типом конструкции мольбертов является мольберт-тренога. Как известно из основ геометрии, самым устойчивым предметом является предмет, имеющий 3 опоры. Именно поэтому для устойчивой установки картины чаще всего используется тренога в том или ином виде.

Наиболее распространенной конструкцией мольберта-треноги является мольберт «Лира», названный так вследствие внешнего сходства с этим древним музыкальным инструментом. Мольберт состоит из рамы суженной в верхней части и, так называемой, «отставной» (опорной) ноги. На раме также как и на станковом мольберте устанавливают направляющую с бегунком и лоток. Направляющая, для создания «отрицательного» угла наклона полотна, может наклоняться вперед. Такой мольберт называют «Лира» с наклонной штангой. Отставная нога обычно складывается в одной плоскости с рамой, а в разложенном виде фиксируется с помощью специальных зажимов. В сложенном виде мольберт занимает совсем немного места и может легко «спрятаться» за дверью, что очень удобно для художников, занимающихся творчеством дома.

Мольберт "Лира " малый
Помимо «Лиры» к треногам относятся мольберты простой рамной конструкции — «А-стиль». Основная рама похожа на букву «А» и имеет всего одну перемычку в нижней части. Лотки таких мольбертов перемещаются вместе с направляющей по специальным пазам в стойках. Такие мольберты особенно любят дизайнеры за их неподражаемый внешний вид.

Мольберт "А-стиль"
Если Вы — дизайнер или просто человек, предпочитающий необычные формы, присмотритесь к мольбертам «А-стиль» — это оригинальные конструкции, позволяющие совместить удобство художественного творчества и возможность демонстрации своих идей широкой публике.
Большинству художников, прежде чем начать писать выдающиеся шедевры на больших профессиональных мольбертах, приходится посещать художественную школу, где они встречаются с ученическим мольбертом, часто называющимся «хлопушка» из-за характерного звука при складывании (схлопывании). Такой мольберт состоит из двух рам: одной — несущей плоскость для рисования и второй — опорной. Плоскостью для рисования обычно является водостойкая шлифованная фанера различных форматов. Бумага закрепляется на фанеру при помощи кнопок, зажимов или скотча.
Основная масса «хлопушек» используется для работы сидя, т.е имеет небольшую высоту (около 1,20 м) и размер рабочего поля для крепления бумаги формата А2 по вертикали или горизонтали (обычно 60х65 см). Для архитекторов, дизайнеров и студентов художественных ВУЗов приобретаются «хлопушки» большего формата (А1) и, соответственно, большей высоты (от 1,4 до 1,8 м). Из вспомогательных устройств на «хлопушках» имеется только лоток для размещения карандашей и ластика. Для самых маленьких художников есть «хлопушки» небольшого формата с одной опорной ногой — облегченная конструкция.

Мольберт
"Хлопушка А1"
Дмитрий В. Иванов. Директор компании «Мольберты.РУ»